с. Ивановка. МБОУ "Ивановская СОШ" Нижнегорского района Республики Крым

 





Страничка психолога

                                

«Согласовано»                                                                                  «Утверждаю»

 Педагог-психолог  УО                                                                     Директор школы

МБОУ ДО "ЦДЮТ"                                                                        "Ивановская СОШ"                                                                                                                                                                                                                          

________Е.В.  Король                                                                  ________ Д.В.Котовец                                                                        

____________2016 г.                                                        ____________2016 г.                                                                                            

                                                                                 

                                                                                               

 

                                                       ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

МБОУ «ИВАНОВСКАЯ СОШ»

ХАЯЛИЕВОЙ А.С.

 

 

 

 

 

                                                     Ивановка

                                          2016/2017 учебный год

 

 

 

№ п/п

Содержание работы

Срок проведения

С кем поводится

I. Психодиагностическая работа

1.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению «Графический диктант», автор Д. Б. Эльконин

октябрь

1 классы

2.

Диагностика сформированности УУД

октябрь

1,3; 2 - 4 классы

 

3

Рисуночный тест «Рисунок семьи», «Я в школе»

октябрь

1,4 классы

4.

Диагностика для выявления индивидуально-психологических особенностей

По запросу классных руководителей

1-4 классы

5

Диагностика по выявлению подростков склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий

              октябрь

           7 ,8 кл

6

Методика «Мотивационная сфера личности»

декабрь

9-11 кл

 

Исследование самооценки по методике личностного дифференциала

октябрь

5  классы

8

Продолжение введения индивидуальной карты на учащихся требуемых педагогического внимания.

ноябрь

учащиеся требуемые педагогического внимания

9

Опросник мотивации к обучению в школе

октябрь - ноябрь

5 - 10 классы

10

Уровень адаптации первоклассников

сентябрь, октябрь

1 класс

11

Уровень адаптации пятиклассников. Методики: уровень тревожности (по Филипсу); социометрия

    сентябрь,    октябрь

            5 класс

12

Выявление уровень адаптации 10 кл

сентябрь, октябрь

             10 кл

13

Исследования познавательных процессов в связи с задачами профориентации учащихся: Карта интересов, ДДО,ШТУР

январь-              март

 

7,8,9кл

 

14

Диагностика уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы(совместно с медсестрой и кл.рук)

         апрель

4 кл

15

Диагностика социометрического статуса ученика (в связи с запросом)

1 семестр

2-10 классы

16

Выявление уровня способностей

декабрь

2,5 кл

17

Проведение диагностики УУД

январь, февраль

5 – 9 кл

18

Повторная диагностика уровней адаптации у учащихся с низким уровней адаптации

апрель

            1,5 кл

19

Изучение особенностей

психологического климата в классном коллективе (в связи с запросом)

 

2 семестр

 

учащиеся

 

                                       

 

 

                                                        Консультационная работа

1.

Консультирование родителей учащихся 1, 5, 10 классов и учителей по протеканию адаптационного периода.

1 семестр

родители,

учителя

2.

Консультирования межличностных отношений в семье.

1 семестр

родители

4.

Индивидуальное консультирование по профориентации.

декабрь

учащиеся, родители

9,11 кл

5.

Консультирования по результатам проведенных диагностик.

ноябрь

учащиеся, родители, учителя

6.

Психологическое консультирование родителей по инклюзивному обучению

декабрь

родители

7.

Организация психологического консультирования по вопросу псих.подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ

Март, апрель

11 кл

8.

Консультации старшеклассников по вопросам выбора профессии

Март, апрель

9,11 кл

III. Коррекционно-развивающая работа

1.

Проведение адаптационных занятий с учащимися 1-х классов

ноябрь, декабрь

1 классы

2.

Проведение адаптационных занятий с учащимися 5-х классов

октябрь, ноябрь

5 классы

 

3.

 

Занятия с элементами тренинга на сплочение коллектива

 

1 семестр

 

по запросу классных руководителей

4.

Сопровождение  учащихся, имеющих нарушения в поведении

январь, февраль

6,7, 8 кл

5

Работа с детьми, обучающимися по индивидуальным программам

в течении года

 

6.

Упражнения по профориентации

апрель, май

9,11 кл

7.

Психопрофилактическая и психокоррекционная помощь ребёнку с особыми образовательными потребностями

1 семестр

1 – 4 классы

8.

Занятие с элементами тренинга: «Я и группа. Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства»

ноябрь

7,8 классы

9

Психологическое занятие: «Один день из жизни в семье»

октябрь

7,8 классы

10

Мастер-класс: «Мы за ответственных родителей»

октябрь, апрель

9 – 11 классы

 

IV. Психологическое  просвещение.

1.

Выступления на родительских собраниях:

«Особенности адаптации учащихся 1 –х классов».

«Особенности адаптации учащихся

 5 – х классов».

 

По планам кл.руководителей

 

 

родители 1 классов

 

 

родители 5 классов

 

 

2.

Участие в пед.советах:

«об адаптации учащихся 1, 5, 10 классов»,

«о проводимой работе с учащимися состоящих на внутришкольном учете»,

«формирование мотивации учения»…

 

по плану школы

 

 

пед.коллектив

 

3.

Создание в школе информационно-просветительских стендов.

1 раз в квартал

 

4.

Выступления, профориентационные игры и упражнения

2 семестр

5 - 8 классы

5.

Просветительская работа с педагогами и родителями по инклюзивному обучению

По плану школы

 

6.

Обучение по профориентационной работе

Декабрь, март

7 – 11 классы

7.

Проведение упражнений по проблеме выгорания педагогов

февраль

пед.коллектив

8.

Профилактика суицидального поведения

октябрь, апрель

8-11 кл, родители

9.

Родительские собрания по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей основам детской психологии и педагогики

Темы для проведения:

(по плану классных руководителей)

Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?

 

Общение родителей с детьми младшего школьного возраста.

 

Здоровый ребенок-здоровое общество

 

Право, ребенок и его окружение

 

Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассников

 

 

 

 

1 кл

 

 

 

 

2 кл

 

 

 

    5 кл

 

 

7кл

 

 

     11 кл

10.

Видеолектория: Дети с ОВЗ в обществе»

октябрь

8,9 классы

11

Дискуссия с элементами тренинга: «Право, ребенок и его окружение»

 

 

апрель

родители 7 класса

12

Дискуссия с элементами тренинга: «Конфликтные ситуации»

апрель

7,8 классы

V. Организационно-методическая работа

 

1.

Составление плана работы практического психолога на год, согласование с методистом психологических служб РОО и утверждение у директора школы

 

 

сентябрь

 

2.

Составление  графика работы практического психолога согласование с методистом психологических служб РОО и утверждение у директора школы

 

сентябрь

 

3.

Составление  отчетов предоставляемых в РОО:

Аналитический отчет

Статистический отчет

 

 

 

декабрь

май

 

4.

Работа в  библиотеке, метод. кабинете

в течении года

 

5.

Участие в учебно-методических семинарах практических психологов района.

 

по плану

 

 

 

 

 

Учебная деятельность

 

Связь с общественностью

1

Посещение родителей на дому

в течении года

по запросу и по плану воспит.работы

2

      Сотрудничество с исполнительными  органами

в течении года

по плану воспит.работы

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             План работы по адаптации 1,5 классов

                                                                 2016– 2017уч. год

                                                                         Адаптация 1 класса

 

 

1.

Собеседование, психологическая готовность к школьному обучению, заполнение индивидуальной карточки учащихся совместно с родителями

август

 

 

сентябрь

 

2.

Посещение урока

сентябрь - октябрь

 

3.

Цели определения уровня адаптации:

Диагностика тревожности

октябрь

 

4.         

Тест Керна - Йерасека

октябрь

 

5.

Исследование межличностных отношений ребёнка с родителями

ноябрь

 

6.

Консультация родителей, родительские собрания

1 семестр

 

7.

Консультация кл. руководителя

1 семестр

 

8.

Коррекционно - развивающие занятия

ноябрь - декабрь

 

9.

Выступление на психолого – пед. консилиуме

октябрь, январь, апрель

 

 

Диагностика сформированности УУД

октябрь

 

 

                                                Адаптация 5 класса

1.

Уровень адаптации пятиклассников. Методики: уровень тревожности (по Филипсу); социометрия

            октябрь

 

2.

Опросник мотивации к обучению в школе

октябрь – ноябрь

 

3.

Консультация кл. руководителя

1 семестр

 

4.

Консультация родителей, родительские собрания

1 семестр

 

5.

Посещение уроков

сентябрь – октябрь

 

6.

Коррекционно – развивающие занятия

ноябрь – декабрь

 

7.

Выступление на психолого – пед. консилиуме

декабрь

 

8.

Диагностика сформированности УУД

октябрь

 

           

 

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗОЖ

№п/п

Содержание работы

Срок проведения

С кем проводится

1

Психологическое занятие с элементами тренинга: « Профилактика стрессовых ситуаций и методы их устранения

 

апрель, ноябрь

9-11 классы

2

Психологическое занятие: «Здоровый ребенок – здоровое общество

ноябрь

5 класс родители

3

Видеолектория6 «Звезды и СПИД» обсуждение

декабрь

9-11 классы

4

Мастер – класс: Молодежь против СПИДа и наркотиков

декабрь

8,9 классы

5

Психологическое занятие: «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции»

март

6,7 классы

6

Оформление стенда, информационный блок

ноябрь, март

 

 

                                                   

                                          План работы по сопровождению ФГОС ООО с ОВЗ

           Содержание урока

              Срок проведения

1

Изучение нормативных документов МИН РФ от 19.12.2014 г. №1598 ФГОС НОО ОВЗ, № 1599 ФГОС для детей с У\О

сентябрь

2

Создание благоприятной социально – психологической среды среди педагогов и учащихся

1 семестр

3

Психопрофилактическая и психокоррекционная помощь ребенку с особыми образовательными потребностями

октябрь - декабрь

4

Просветительская работа с педагогами и родителями

январь

5

Психологическое консультирование родителей

1 семестр

 

                                       План работы по профилактике суицидального поведения

           Содержание урока

    Срок

 проведения

С кем проводится

 

1

Диагностика по выявлению подростков склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий

октябрь

7 – 9 кл

2

Методика «Мотивационная сфера личности»

 

 

декабрь

 

9 – 11 кл

3

Методы и приемы работы с агрессивными детьми

 

ноябрь, апрель

7,8 классы

4

Выступление на родительском собрании: «Причины детской агрессии

январь

родители

5

Оформление стенда «Жизнь – это счастье, сотвори его сам!»

октябрь

 

 

                                        План работы по сопровождению ФГОС ООО 6 класса  

№п/п

Содержание работы

Срок проведения

С кем проводится

1

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

 

ноябрь

6 кл

2

«Социометрия» автор Дж. Морено

ноябрь

6 кл

2

Информирование по результатам мониторинга, предоставление рекомендаций

декабрь

6 кл

3

Коррекционная работа с учащимися с признаками дезадаптации

январь - март

6 кл

4

Выступление на педсоветах, на МО

По плану школы

педагоги

5

Выступление на родительских собраниях

По плану школы

родители

                                                   

 

 

                                                План работы по правовому воспитанию

                                                     

№п/п

Содержание работы

Срок проведения

С кем проводится

1

Психологическое занятие: «Один день из жизни в семье»

октябрь

7,8 классы

2

Мастер-класс: «Мы за ответственных родителей»

октябрь, апрель

9 – 11 классы

3

Видеолектория: Дети с ОВЗ в обществе»

октябрь

8,9 классы

4

Оформление стенда

октябрь, март

 

5

Дискуссия с элементами тренинга: «Право, ребенок и его окружение»

апрель

родители 7 класса

Дискуссия с элементами тренинга: «Конфликтные ситуации»

апрель

7,8 классы

                

 

 

Проблема школы: Актуальные пути внедрения ФГОС в образовательном пространстве сельской школы: от развития универсальных умений и навыков к становлению социально-адаптированной личности с устойчивой гражданской позицией.

Психологическая проблема: Психологическое сопровождение, направленное на развитие универсальных умений и навыков у обучающихся сельской школы.

Задачи психологической службы:

  1. Создание благоприятного психологического микроклимата в ученических коллективах.
  2. Создание оптимальных условий развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
  3. Содействие в развитии творческих способностей и интересов учащихся.
  4. Совершенствование психологических знаний педагогов в процессе учебно-воспитательной работы.

Приоритетные направления психологической службы.

  1. Осуществление психологического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Определение готовности детей к школьному обучению. Совместно с учителем намечать работу с ними для улучшения адаптации младших школьников.
  3. Осуществление диагностики и коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и недисциплинированными детьми.
  4. Консультирование учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, развитие психических качеств положительных черт характера.
  5. Проведение индивидуально-групповых консультаций с учащимися по вопросам развития обучения проблемам жизненного самоопределения самовоспитания.

 

 

Доклад на педсове

на тему:

Адаптация 1 класса (анализ адаптации 1 класса)

2016/2017 уч.год.

 

В 1 классе адаптация отслеживалась с первых дней детей в школе - это  совместное заполнение индивидуальных карт (с родителями), посещение  уроков, выступления на родительском собрании, проведены консультации с родителями и с классным руководителем. В октябре проведена адаптация первоклассников к новым условиям обучения, где была проведена комплексная диагностика.

Цель: определение адаптации учащихся, выявление случаев дезадаптации.

Для реализации поставленный цели использовались методики: тревожность, мотивы учения (методика  М.Р. Гинзбурга), готовность к обучению к школе(тест Керна – Иерасека), графический диктант Эльконина,  исследовались взаимоотношения в семье, проводились различные игры.

В 1 классе обучаются 19 учащихся, из них 1 ученица (Эктова А.)  переведена на повторный курс. Из них посещали детский   сад – 17/ 89% учащихся. Во время собеседования с детьми выявилось, что 8/42% учащихся не готовы к школе

Во время посещения уроков первоклассников наблюдалась, что учитель грамотно строил свои уроки, давала оптимальную нагрузку, увлекала детей в страну знаний, проводила разнообразные физминутки, поддерживалась дисциплина в классе.  Все это поспособствовало  развитию учащихся и их быстрой адаптации в школе. Однако, некоторые учащиеся отличались недостаточным  развитием мелкой моторики пальцев рук, усидчивостью, бедностью запаса слов, в вследствие чего, ученик не мог правильно, лаконично и грамотно построить свой ответ. Сначала учебного года в классе выявился ученик (Золотухин Сервер) с неадекватным поведением (вставал, ходил по классу во время урока, мешал, листал учебник или тетрадь, на замечания учителя не реагировал, не выполнял задания).

В ходе проведенной диагностической работы выяснилось:

По методике«Мотивы учения» выявлено:

Учебная 10уч/56%

Социальная – 3уч/16%

Игровая – 5уч/26%

По методике тревожности выявлены:

Высокий уровень - 3уч/16%

Средний уровень - 8 уч/42%

Низкий уровень -7 уч/39%

Готовность к обучению к школе выявлено:

Высокий уровень - 6 уч /32%

Средний уровень - 7 уч/39%

Низкий уровень - 5 уч/26%

При проведении методики «Графический диктант», только 1 ученик(Ахтемов Э.) справился с заданием.

Итоги адаптации (таблицы прилагаются):

Высокий уровень - 5 уч/26%

Средний уровень - 8 уч/44%

Низкий уровень - 5 уч/26%

Выявлены 9 учащихся (Абдуллаев С, Зайцева В, Золотухин С, Казак М, Корнеев А, Пономаренко Д, Шупрунова А, Радчук М, Чевичка Е), которые требуют коррекционно-развивающие  занятия.

Рекомендации: классному руководителю ознакомиться с итогами адаптации, учитывать              индивидуальные особенности учащихся, уровень тревожности и большое внимание уделить повышению мелкой моторики рук. Родителям активно участвовать в подготовке учебной деятельности ребенка.

 

 

Педагог-психолог          А.С. Хаялиева

 

01 ноября 2016 год

 

 

 

 

 

Таблица №1

п/п

Ф.И. ребенка

Тревожность.

Готовность к обучению в школе

Адаптация.

1

Абдуллаев Сервер

Средняя

Низкий

Низкая

2

АбдурамановаАиша

Низкая

Средний

Средняя

3

Ахтемов Эльдар

Средняя

Высокий

Высокая

4

Душкина Анастасия

Низкая

Высокий

Высокая

5

Ефимченкова Анастасия

Средняя

Средний

Средняя

6

Зайцева Вероника

Низкая

Низкий

Низкая

7

Золотухин Сервер

Задания не выполнил

-

8

Казак Мамут

Низкая

Низкий

Низкая

9

Колесников Артем

Низкая

Высокий

Высокая

10

Корнеев Антон

Высокая

Средний

Средняя

11

Никитин Андрей

Средняя

Средний

Средняя

12

Павлов Николай

Средняя

Высокий

Средняя

13

Пономаренко Дмитрий

Низкая

Низкий

Низкая

14

Радчук Максим

Высокая

Низкий

Низкая

15

Селютина Анастасия

Низкая

Высокий

Высокая

16

Сова Валерия

Средняя

Средний

Средняя

17

Чевичка Егор

Высокая

Средний  

Средняя

18

Шупрунова Анастасия

Средняя

Средний

Средняя

19

Эктова Алина

Средняя

Высокий

Высокая

Таблица №2

Уровни

высокий

Средний

Низкий

1

Готовность к обучению в школе.

6 уч / 32%

7 уч/39%

5 уч/26%

1уч/5%–не выполнил задание

2

Тревожность

3уч/16%

8 уч/42%

7 уч/39%

3

Адаптация

5уч/26%

8 уч/44%

5 уч/26%

 

 

            Доклад на педсовет

                                                                       на тему:

                                Адаптация 5 класса (анализ адаптации 5 класса)

                                                              2016/2017 уч.год

 

АДАПТАЦИЯ 5 КЛАССА ЗА 2016/  2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Таблица №1

Ф.И.

Тревожность

Мотивация

Самооценка

Социальный статус

Адаптация

1

Бековщенко А

низкая

внутренняя

завышенная

предпочитаемая

средняя

2

Зайцева Д

средняя

внешняя

средняя

лидер

средняя

3

Ибрагимова Э

средняя

внутренняя

средняя

лидер

средняя

4

Исаченко А

средняя

внутренняя

завышенная

предпочитаемый

средняя

5

Климов А

средняя

внутренняя

низкая

предпочитаемый

средняя

6

Легкая М

средняя

внутренняя

завышенная

предпочитаемая

средняя

7

Марцовенко И

средняя

внутренняя

завышенная

предпочитаемая

средняя

8

Мухамедшина А

низкая

внутренняя

завышенная

предпочитаемая

средняя

9

Ротарь А

высокая

внутренняя

завышенная

отверженная

низкая

10

Рудник Д

низкая

внутренняя

завышенная

предпочитаемый

средняя

11

Сейтасанов Л

средняя

внутренняя

завышенная

предпочитаемый

средняя

12

Суховеева В

средняя

внутренняя

завышенная

лидер

средняя

13

Торопыно В

низкая

внутренняя

завышенная

предпочитаемый

средняя

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АДАПТАЦИИ

 

 

Таблица №2

Уровни

В

С

Н

Тревожность

1 уч –8%

8уч –61%

4 уч –31%

Самооценка

10 уч –77%

2 уч –15%

1 уч –8%

Адаптация

-

12 уч –92%

1 уч –8%

 

Мотивация – Внутренняя – 13 уч – 100%

 

Социальный статус –  Лидер – 3 уч –23%

 Предпочитаемые –9 уч –69%

                                        Отверженный – 1 уч –8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Аналитическая справка 

                                   по адаптации учащихся 5 класса 2016– 2017 учебный год

 

В сентябре посещены уроки. В октябре была проведена адаптация 5 класса к новым условиям обучения.

Цель: определение степени адаптации учащихся, выявление случаев дезадаптации.

Были проведены такие методики как:  тревожность, мотивация, самооценка, соц. статус.

 

В 5 классе обучаются 13 учащихся. Всем 13 уч –100% - нравится в школе. Были проведены дополнительные методики: Отношение к школе. Обучающиеся удовлетворены классным руководителем, учителя предметники относятся доброжелательно, но проблема выявлена с английским языком, так как ребята считают этот предмет тяжелым.  

По методике тревожности выявлены:

высокий уровень – 1 уч –8% - Ротарь А

средний уровень – 8 уч –61% - Ибрагимова Э, Суховеева В, Сейтасанов Л, Зайцева Д, Исаченко А, Легкая М, Климов А, Марцовенко И.

низкий уровень – 4 уч –31% - Бековщенко А, Торопыно В, Рудник Д, Мухамедшина А.

 

Методика: Самооценка:

 высокий уровень – 10 уч –77% -

средний уровень – 2 уч –15% - Зайцева Д, Ибрагимова Э..

низкий уровень –1 уч –8% - Климов А.

 

Мотивация: Внутренняя – 13уч – 100%

 

Социальный статус:Лидер – 3 уч –23% Зайцева Д, Ибрагимова Э, Суховеева В

Предпочитаемые –9 уч –69%

 Отверженный – 1 уч –8% - Ротарь А.

 

Итоги адаптации:  Средний – 12 уч –92%

                                Низкий уровень отмечен у – 1уч –8% -Ротарь А

 

 

 

Рекомендации: классному руководителю ознакомиться с итогами адаптации, продолжить работу по организации классного коллектива для успешной адаптации всей группы детей.

Коррекционная работа с ученицей Ротарь А. Родителям активно участвовать в подготовке учебной деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 Педагог-психолог Хаялиева А.С.